В мае 41-го Ивана Финютина призвали в Красную армию и направили учиться военному делу в Нарофоминский учебный стрелковый полк. В это время фронт приближался к Москве. Самолёты противника бомбили Наро-Фоминск, железнодорожную станцию. В его полку начали формировать боевые подразделения и проводить боевое слаживание. Ивана назначили наводчиком 45-миллиметровой противотанковой пушки.
Иван Финютин родился 2 сентября 1921 года в селе Челнаво-Дмитриевское Козловского уезда (сейчас Сосновского округа) в крестьянской семье. Его отец Иван Никифорович с оружием в руках защищал молодую Советскую республику в рядах Красной армии, участвовал в разгроме Деникина и белополяков. Одним из первых вступил в колхоз, где работал плотником. Мать Пелагея Давыдовна тоже потомственная крестьянка. В семье кроме Ивана было ещё трое детей.
С детства Иван любил машины, мечтал стать танкистом и поэтому подал заявление о приёме в Орловское бронетанковое училище. Однако во время экзаменов заболел, и о поступлении не могло быть и речи. Парень стал разнорабочим, принимал участие в строительстве нового завода синтетического каучука в Тамбове, откуда его направили на учёбу в Воронежский технологический техникум. После окончания в 1941-ом году начал работать на заводе резиновой подошвы в городе Калинин.
В боях под Москвой осенью 1941 года в составе 121-го артиллерийского полка Иван Финютин принял боевое крещение. В октябре их батарею подняли по тревоге и скрытно перебросили к Можайску, где бойцы заняли огневую позицию. Вражеские самолёты постоянно бомбили передовые позиции наших войск и артиллерию. После бомбёжки с запада появились немецкие танки, за ними шли солдаты.
Подпустив танки поближе и поймав в прицеле орудия вражескую машину, Иван нажал спуск. Танк остановился и задымил. Финютин навёл орудие в другой, и его постигла та же участь.
Батарея отразила танковую атаку, оставив на поле боя пять горящих машин. Враг развернулся и пошёл вспять. Первая попытка врага прорваться в город сорвалась. За ней последовала вторая. На этот раз танки шли под прикрытием авиации, от ударов которой батарейцы понесли большие потери, но не покинули занимаемых позиций. Подпустив танки, батарея открыла огонь.
После разрыва одного из вражеских снарядов, Иван потерял сознание. Очнувшись, понял, что ранен в правую ногу. За наводчика у его орудия стоял сам командир батареи. Атака врага вновь была отбита. Только поздно вечером, когда всё стихло, раненых отправили в медсанбат.
После госпиталя Ивана Финютина направили в 3-й отдельный разведывательный механизированный батальон механиком-водителем бронетранспортёра. Воевал на Юго-Западном фронте сначала под Воронежем, а затем механиком-водителем танка Т-34 под Сталинградом.
В декабре 1942 года командование Советской армии сосредоточило усилия на разгроме врага, окружённого под Сталинградом. Бои приняли ожесточённый характер. Командование принимало меры для быстрейшего уничтожения врага, попавшего в «котёл» и одновременно выдвигало войска для отражения ударов вражеских дивизий, стремившихся прорвать внешний фронт окружения.
Танковый корпус, в котором воевал Иван Финютин, с действовавшим рядом 24-м танковым корпусом наносили удар с плацдарма в районе Верхнего Мамона в направлении Богучар, Дегтево, Кошары, Тацинской, Морозовска, чтобы окружить и уничтожить основные силы врага.
Из воспоминаний Ивана Финютина:
Иван Финютин был участникам героического рейда танкистов 25-го танкового корпуса в глубоком тылу врага. Это была незабываемая страница его боевой биографии.
В конце января 1943 года советские войска приступили к осуществлению Ворошиловградской операции, также известной, как операция «Скачок», целью которой было освобождение от немцев территории Донбасса. В феврале стремительным маршем танковый корпус менее чем за десять дней преодолел свыше 300 километров, пройдя через территорию трёх украинских областей и освободив по пути несколько десятков населённых пунктов, подошёл к Запорожью.
Однако у такого успеха была и обратная сторона: танкисты зашли далеко в тыл врага и сильно оторвались от своих баз, оставшись без снабжения. У них кончился запас горючего и боеприпасов. Получив приказ возвращаться из рейда, выходить решили пешими группами. Группа, в которую входил Иван Финютин, двадцать дней шла по бездорожью: днём отлеживались в оврагах, а ночью двигались на восток. Подразделения корпуса, которые вышли из окружения, сосредоточились за рекой Северный Донец, в районе станций Стрельцовка, Изюм, Балаклея.
Так закончился героический рейд 25-го танкового корпуса по вражеским тылам. Так далеко в тыл врага за весь период осенне-зимней кампании 1942-43 годов не заходила ни одна часть Красной армии.
В феврале 1944 года Иван Финютин попал с пополнением в 1239-й самоходно-артиллерийский полк, где был назначен командиром самоходной артиллерийской установки. В начале июня полк вошёл в состав 16-го танкового корпуса 2-й танковой армии 1-го Белорусского фронта.
Участвовал в боях за освобождение Белоруссии и Польши. В одном из боёв огнём из крупнокалиберного пулемёта, установленного на самоходке, Иван Финютин сбил вражеский самолёт и вместе с экипажем уничтожил три танка противника. За это был награждён орденом Отечественной войны II степени.
Особо отличился Финютин 21 января 1945 года в боях на подступах к польскому городу Иновроцлав. Боевая машина Финютина, воспользовавшись туманом, пристроилась в хвост вражеской танковой колонне. На прямом повороте дороги экипаж танка сделал важный тактический ход: подстрелили первую и замыкающую машины врага. Дорога оказалась «закупоренной с двух сторон». В этом жестоком бою гвардии старший сержант Иван Финютин остался в живых один, но продолжал сражаться.
В феврале Финютин чудом остался жив. Батарея ночью оседлала дорогу, по которой пытались вырваться окружённые немцы, вдруг оглушительный удар в лобовую броню. Ему повезло: однополчанин Гриша из взвода управления, увидев их горящую самоходку, буквально из огня выхватил Ивана, уже потерявшего сознание. Лицо, руки, часть тела и ступни ног были сильно обожжены.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему сержанту Финютину Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Отважному бойцу тогда ещё не исполнилось и 24 лет.
Два месяца он провёл на госпитальной койке в городе Лансберг. Медсестра кормила его с ложечки. Переживал, что не успеет к боям за Берлин. В госпитале узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
В наградном листе командир 387-го гвардейского самоходного артиллерийского Демблинского полка гвардии полковник Бударин написал:
«На всём протяжении боевых действий полка всегда находился в боевых порядках своей батареи. Его героический подвиг был проявлен на подступах к городу Иновроцлав. Самоходная артиллерийская батарея, в которой находился тов. Финютин, имела задачу сбить сопротивление гитлеровцев и уничтожить их боевые точки. Тов. Финютин пошёл впереди батареи, огнём и гусеницами подавлял гитлеровцев и, ворвавшись в расположение миномётной батареи, начал её давить и разбивать своей самоходкой. В этот момент был убит командир батареи и заряжающий орудия. Тогда тов. Финютин на полном ходу, подавив миномётную батарею, устремился на уничтожение живой силы противника, давя её гусеницами своей машины. Результат боя: на его личном счету уничтоженная миномётная батарея, до 10 пулемётных точек и до 100 гитлеровцев. Противник потерял способность сопротивляться. Боевая задача была выполнена с честью».
Но Иван всё-таки успел к завершающим боям войны. В апреле сержант вернулся в родной полк. Здесь ему и вручили Золотую Звезду Героя. Их ставший 387-м гвардейским самоходно-артиллерийский полк прорывал оборону противника на Кюстринском плацдарме.
21 апреля танки их корпуса достигли северной окраины Берлина. Несколько дней полк вёл бои в Берлине — это были дни максимального напряжения, максимальной опасности. Перед Финютиным стояла задача вести машину по улицам города так, чтобы фанатики-немцы не подожгли её.
На стене поверженного Рейхстага Иван металлической отвёрткой нацарапал фамилии членов экипажа: Мерзляков В.П. — с Урала. Петров В.А. — из Воронежа, Финютин И.И. — из Тамбова. И фамилии тех своих боевых товарищей, которые не дошли до Берлина, пав смертью храбрых: майор Хабибулин, Столяров — заряжающий, Белоцерковский — майор.
Послевоенная жизнь
В 1946 году Иван Финютин демобилизовался. В 1963 году окончил Высшую партийную школу при Центральном Комитете Коммунистической партии Советского Союза. Был на партийной работе в городе Куйбышев, затем — до ухода на заслуженный отдых — начальником отдела на заводе координатно-расточных станков.
В 1982 году Куйбышевское книжное издательство выпустило книгу «Путь до Берлина». В ней наш земляк, Герой Советского Союза Иван Иванович Финютин, описал свой боевой путь.
На его груди, кроме Золотой Звезды Героя, сияло множество наград. Это и ордена Отечественной войны I степени и Отечественной войны II степени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и «За взятие Берлина»
Скончался Иван Иванович Финютин 20 февраля 2002 года. Похоронен на городском кладбище в Самаре.
8 мая 2013 года бульвар в микрорайоне Крутые Ключи в Красноглинском районе Самары назван его именем.
В 2020 году — в год 75-летия Победы в Самаре на доме, где жил Герой Советского Союза, по адресу проспект Ленина, 1 установили памятную табличку.
Также имя Героя Советского Союза Ивана Финютина увековечено на Аллее Славы на мемориале в Сосновке.