Старый семейный альбом. Здесь в чёрно-белых фотографиях не только летопись семьи, но и молчаливый, красноречивый рассказ об односельчанах, которые жили и работали рядом.
- Иногда вдруг так захочется перелистать его, увидеть дорогие лица родителей, односельчан, которых нет уже с нами. Словно на машине времени вернуться туда, где мама и отец молодые, полные сил, а я, девчонка, у которой всё впереди, - говорит врач в селе Дегтянка Ирина Богомолова. - Сразу столько чувств, воспоминаний нахлынут и оставят светлую грусть.
Обычно она достаёт эту семейную реликвию, когда особое настроение.
- Жизнь словно повторяется сначала: детство, юность, рождение детей, и снова всё по кругу. Вот этот снимок не только семейный, он интересен будет многим. Наша землячка, Заслуженная артистка России Александра Завьялова вместе с известными в дегтянской округе, уважаемыми людьми, - делится Ирина Богомолова.
Фотография сделана в 1972 году – 49 лет назад. Завьялова тогда почти каждое лето приезжала в «родную Титовочку» – так она ласково называла село рядом с Дегтянкой, где остался родительский дом, сестра Серафима. Встречалась с земляками, отдыхала, набиралась сил между съёмками. Такие поездки были её отдушиной. В 1972-ом после роли Пистимеи в легендарном сериале «Тени исчезают в полдень» (16+) она была на пике популярности.
На любительском не очень качественном фото Александра Завьялова с жителями села первого сентября после выступления на торжественной линейке в Дегтянской школе. От Заслуженной артистки осталось множество шикарных снимков, сделанных профессиональными фотохудожниками. В 1961-ом её фотография даже попала на страницы американского журнала «Лайф». Известный фотограф Халсман решил снять самых знаменитых людей Советского Союза. Среди тех, на кого пал выбор, оказалась восходящая звезда советского кино Александра Завьялова. Это был шаг к международной известности. Но потом в силу разных, порой загадочных причин в её жизнь пришла чёрная полоса: перестали приглашать на роли, наступило забвение. Но на дегтянском снимке она ещё счастливая, любимица фортуны. В кримпленовом платье, которое было мечтой советских женщин, с высокой прической «хала» выглядит по-королевски. Рядом с ней цвет Дегтянки того времени. Родители Ирины: отец – главный врач Дегтянской участковой больницы, хирург, участник Великой Отечественной войны Василий Фёдорович Дерябин. Много жизней спас, в некоторых семьях передают из поколения в поколение благодарную память о нём. В центре рядом с Завьяловой его супруга Тамара Алексеевна, учитель русского языка и литературы.
На снимке также супруги Борисовы. Николай Александрович – директор дегтянского совхозрабкопа, возглавлял сельскую кооперативную торговлю, занимался закупкой сельскохозяйственной продукции. Слева жена его, Анастасия Семёновна, учитель биологии, её уважали и школьники, и родители, и коллеги.
Ещё один заметный человек того времени – директор крупного совхоза «Дегтянский» Владимир Юрьевич Евтеев. Хозяйство успешно развивалось и в растениеводстве, и в животноводстве, было известно не только в районе, но и в области. Здесь трудились два Героя Социалистического Труда. Доярка, потом заведующая молочно-товарной фермой Александра Петровна Башкатова, получавшая рекордные по тому времени надои молока. И совхозный механизатор Василий Андреевич Краснослободцев, стоявший у истоков возрождения хозяйства в годы войны. Оба они Почётные граждане района.
Каждый из этих людей достоин, чтобы ими гордились. Но более всего односельчане восхищались землячкой-артисткой. Кажется, вчера она была ещё одноклассницей Шуркой, а сегодня блистает в фильмах на кинофестивалях и форумах. Когда повторяли «Тени исчезают в полдень», буквально прилипали каждый раз к экрану. Удивлялись, как она могла с таким драматизмом и силой воплотить трагическую роль Пистимеи. Словно прожила сама жизнь своей героини: от молодой 17-летней красотки до сумрачной старухи.
- В школе она, по рассказам мамы, по многим предметам отставала, - продолжает Ирина Богомолова, зато выделялась на школьных вечерах, смотрах самодеятельности. В 60-е годы в нашей школе художественному творчеству уделялось большое внимание. На сцене Александра была органичной, естественной очень красивой. Это у неё наследственное, красавицами были и мать Татьяна, и сестра Серафима.
«В красоте её была загадка и тайна», - вспоминают многие режиссёры, у которых она снималась. Из-за этого её магнетизма отодвигали камеру подальше, боялись крупных планов. Была в ней не только сила красоты, но сильный, независимый характер. Никто на селе не верил, когда она говорила: «Обязательно буду артисткой, добьюсь». И добилась: девушка из простой крестьянской семьи одна уехала в Ленинград, без всякой протекции поступила в институт. После окончания её направили в глухую провинцию, но она осмелилась не поехать по распределению, стала героиней фельетона в «Комсомольской правде». Зато режиссёры быстро заметили, роли посыпались как из рога изобилия. В 1959 году она дебютировала в роли бедовой девчонки в фильме «Люди на мосту» (12+). Партнёром был ещё неизвестный тогда Олег Табаков, а режиссёр уже маститый Александр Зархи. На следующий год она снималась сразу в трёх фильмах: «Песнь о Кольцове» (6+), «Ждите писем» (6+), «Хлеб и розы» (6+). Затем был «Алёшкина любовь» (12+) - фильм, сделавший её по-настоящему популярной. И, наконец, роль Пистимеи, ставшая главной в творчестве, и роковой в судьбе.
Она была ярким, необычным явлением в советском кино. Пролетела и сгорела как комета. Но всегда помнила, откуда родом. В 2007-ом поклонник её творчества Алексей Дрожжин собрал уникальный, иллюстрированный её фотографиями альбом, в который вошло всё, что было написано о ней в разные годы. Один из них она подарила Сосновской библиотеке, другой Дегтянской школе, с подписями, сделанными её рукой: «Моим землякам, с верой во всё лучшее, что есть в истинно русской душе. Очень надеюсь хоть ещё разок побывать на Родине, увидеть свою любимою Титовочку. Думаю, что это желание никто не отнимет».
Приехать в родные края ей больше не довелось. Но она живёт в воспоминаниях и сердцах односельчан.